Гештальт-терапия в Днепропетровске
RSS
Меню сайта

Друзья сайта

Андреева Евгения От практики к теории и наоборот
От практики к теории и наоборот
Автор: Андреева Евгения 


(по материалам сайта: http://gestaltist.ru )

Оборачиваясь назад на тот путь, который я проделала, обучаясь гештальт терапии, думаю, что это происходило от частного к общему. Сначала упражнения, достаточно структурированные кусочки сессий, с проработкой каких-то техник работы. Постепенно нарабатывался профессиональный язык, укладывались в восприятии специальные термины, в которых можно было описывать сессию, обсуждать ее с коллегами, методологически анализировать. А уже затем, погружение в какие-то теоретические или даже философские основания, на которых стоит гештальт терапия.

Сейчас, читая лекции по гештальт подходу студентам второго высшего образования, сталкиваюсь с тем, что гештальт подход воспринимается как некоторый перечень техник и упражнений, которые можно использовать в работе. Хотелось бы, чтобы люди, которые только знакомятся с гештальт-терапией, (а этот текст адресован в первую очередь им) также смогли бы воспринять теоретические основания, на которых этот подход базируется. Потому что у меня самой знакомство и обучение Гештальт терапии в чем-то укрепило, а в чем-то сформировало определенную жизненную позицию, мировоззрение. И мое мнение, что человек может развиваться в каком-то психотерапевтическом направлении, когда оно отвечает, или, по крайней мере, не сильно противоречит его внутреннему ощущению и восприятию мира.

 

Однако нередко теоретические построения кажутся совершенно далекими от реальной конкретной работы, а потому невозможными для применения. Также не очевидно бывает то, как соотносятся техники и инструменты для работы с методологией и теорией. Именно об этом мне было бы интересно порассуждать.

Как правило, для того чтобы что-то новое приобрести и сделать это частью своего опыта, то есть ассимилировать, необходимо этот самый опыт получить. То есть попробовать что-то новенькое, поэкспериментировать, и это можно сделать через какие-то упражнения. Затем можно полученный опыт рассмотреть, каким-то образом проанализировать. И видение одного и того же опыта будет достаточно сильно различаться у терапевтов разных направлений. Потому что это видение проходит через призму методологии. В данном случае, гештальт подход тоже имеет свою методологию, на которую мы опираемся, анализируя полученный опыт. А методы, которые мы используем, в свою очередь, появляются в результате попыток переложить те теоретические основания, которые присущи подходу, на практику. 

В своей работе гештальт-терапевты используют разные инструменты и техники, среди них работа с полярностями, техника «пустого стула», работа с образами, метафорами, амплификация.

При этом мы опираемся на определенные методологические основания. Выделяем фигуру в работе. Стремимся, чтобы был соблюден баланс поддержки и фрустрации. Помогаем и всячески поддерживаем расширение способности клиента к осознаванию. Работаем на границе контакта с клиент-терапевтическими отношения. Уделяем внимание чувствам клиента. Работаем с прерываниями контакта.

При этом мы знаем, что гештальт подход основан на теоретических основания и принципах. Теория поля К.Левина. Фигура и фон. Феноменология Э. Гуссерля. Диалог. Контакт. Принцип завершенности. Концепция равновесия. Принцип холизма. Принцип «здесь и сейчас». Парадоксальная теория изменений А. Бейссера.

На первый взгляд, конкретные техники, методы и теоретические основания, конечно, не противоречат друг другу, но выглядят очень отдельными друг от друга. Характер их взаимосвязей сразу не понятен. Хотя очевидно, что все они объединены в целое, именуемое гештальт подходом. Мне кажется, поначалу они так и воспринимаются как что-то отдельное, но существующее рядом. Было бы интересно, на мой взгляд, рассмотреть конкретнее названные инструменты, методы и теории в своей взаимосвязи друг с другом. Целое не есть сумма частей отдельных элементов, но попробуем рассмотреть целое, включающее в себя эти элементы.

 

Пожалуй, можно сказать, что теория гештальт подхода, как и других направлений психотерапии, подразумевает наличие некоторого взгляда, видения, касающегося существования человека в мире. Попробую его описать. 

Человек живет в мире, наполненном другими людьми, и еще много-много кем и чем. В мире этом происходит множество разных событий, в каждый момент времени что-то да изменяется, а значит, изменяются и взаимосвязи, которые в этом мире существуют. Человек не может быть включен во все, что происходит в мире, есть события, его совершенно не затрагивающие. А есть те, которые имеют к нему отношение, либо как-то на него влияющие. Опираясь на терминологию Теории поля, можем назвать события, так или иначе влияющее на человека его жизненным пространством. 

В каждый момент времени происходит так, что вдруг что-то одно выходит на первый план, это может быть чувство, телесное ощущение, восприятие другого человека, переживание какого-то жизненного события, в общем, что-то вдруг становится актуальней остального и тогда, мы говорим, что появилась фигура. Все же остальное мы называем фоном. Как правило, фигура соотносится с той потребностью, которая актуальна в данный момент. Пока потребность неудовлетворенна, человек чувствует это как некоторый дискомфорт, нехватку чего-то, либо наоборот избыток. И стремится либо этот дефицит восполнить, либо избыток удалить. То есть он стремится к завершению ситуации, переживания, опыта. Если же потребность не удовлетворена, то она не теряет своей актуальности, и это переживается как некий дискомфорт, дисбаланс. Опираясь на Концепцию равновесия, мы подразумеваем, что организм устроен так, что сам может регулировать этот свой дисбаланс и уравновешивать себя. Это может происходить, когда человек видит поле ситуации как можно шире, и ему доступны многие выборы. Но бывает, что человек не дает себе к этому балансу придти. И происходит это, как правило, неосознанно. Возможно, он просто не видит всех выборов, которые у него есть, и тогда не может удовлетворительным образом обращаться с какой-то жизненной ситуацией. 

Задача состоит в том, чтобы их осознать, увидеть, расширить зону своего восприятия, и тогда организм сам найдет тот баланс, о котором упоминалось ранее. Кроме того, опираясь на Парадоксальную теорию изменений, важно чтобы это видение появилось и тогда проблемные ситуации разрешаться как следствие этого. Необходимо просто направить свои усилия на исследование актуальной ситуации, в которой он находится, а не к поиску выхода, решения.

Человек, переживающий внутренний дисбаланс приходит к терапевту для того, чтобы избавиться от этого дискомфорта. Вступая в диалогические отношения в терапии, мы помогаем клиенту взаимодействовать со средой. Находясь в непрерывном взаимодействии с окружающим миром, клиент на нее влияет, как-то с ней обращается, взаимодействует и в результате получает или не получает то, что ему необходимо. Терапевт в данном случае – часть этой среды. И он, по сути, дает клиенту увидеть, как это взаимодействие происходит. Для этого он предлагает свои реакции, чувства, отношение, восприятие клиенту. Это дает возможность человеку увидеть свои способы обращения со средой, осознать свои чувства и желания, за которыми стоят определенные потребности и, соотносясь с ними, обустроить себя и мир вокруг себя наилучшим образом. То есть иметь возможность в чем-то опираться на себя и использовать свои собственные ресурсы, а когда необходимо обращаться вовне и находить для себя то, что нужно. Кроме этого, важно иметь свободу в передвижении от одного к другому.

В общих чертах, получилось описать некую картинку существования человека в мире. Однако, очевидно, что мы, в терапевтической работе, встречаемся с некоторыми сложностями людей, с проблемами, с тем, что затрудняет их жизнь и существование. Для того, чтобы помогать клиентам справляться с теми или иными трудностями, мы используем методы, терапевтические навыки, которые соотносятся с теоретическими основаниями метода, а значит, как мы предполагаем, приведут к большей адаптации.

Выделение фигуры из фона.

Начиная работу с клиентом, мы пытаемся выделить фигуру потребности. То есть из жизненного пространства клиента помогаем вычленить наиболее актуальное на данный момент времени. Это соотносится с Теорией поля и концепцией «Фигура-фон». Уделяя внимание различным проявлениям клиента, способам его контакта с терапевтом, таким как речь, позы, голос, мимика, взгляд и т.п., усиливая их (амплификация), мы помогаем ему сделать свое восприятие ситуации более целостным. Таким образом, есть возможность выделить фигуру сессии. Фигура может проявиться в сессии не сразу, иногда клиенту необходимо время для того, чтобы сориентироваться в своем состоянии. Терапевту важно в этот момент быть внимательным к тому, что он слышит, что видит, как воспринимает рассказ клиента, его речь, мимику, позу, движения, то есть на функции контакта. Направляя внимание клиента на различные его проявления, терапевт помогает клиенту выделить что-то наиболее актуальное для работы.

Работа с полярностями.

Еще одной терапевтической задачей является баланс поддержки и фрустрации. С одной стороны, мы поддерживаем клиента в его способе взаимодействия с миром, присоединяемся к нему, помогаем прояснить ситуацию своими вопросами и интервенциями, с другой стороны, важно также конфронтировать с привычными для клиента, но дезадаптивными паттернами взаимодействия, что поможет ему продвигаться в терапии. Иногда клиенты, приходя к терапевту, стремятся сразу говорить о тяжелых переживаниях или проблемных ситуациях. Однако, важно, чтобы в терапии была возможность говорить и о тех ресурсах, которые у человека есть. Только опираясь на них, можно погружаться в тяжелые переживания. И здесь также речь идет о некотором балансе, Мы опираемся на концепцию равновесия в терапии.  

Также эта концепция лежит в основе работы с полярностями. Именно помогая клиенту проявить обе полярности его состояния, отношения, личностного качества, проявлений, мы способствуем интеграции опыта клиента, его переживания и восприятия себя. Таким образом, работа с полярностями соотносится с концепцией равновесия. 

Примеров работы с полярностями можно предложить множество. Например, если клиент говорит о каком-то своем эмоциональном состоянии, можно предложить ему представить состояние, противоположное этому. Таким образом, задача в этой работе найти некоторое равновесие между этими двумя полярными для клиента состояниями. Как правило, мы предлагаем подобные эксперименты, когда одна из полярностей более ярко проявлена, вторая же часто бывает отвергаемой клиентом. Для того, чтобы произошла некоторая внутренняя интеграция, можно использовать диалог между этими состояниями, который клиент воссоздает, оказываясь в разных состояниях. Заметила, что часто, начиная этот эксперимент, клиент говорит и выглядит очень по-разному в каждом из состояний. А в ходе работы можно видеть, как постепенно происходит внутренняя интеграция, когда проявления клиента в обоих состояниях уже не различаются так кардинально, как в начале эксперимента.

Работа с чувствами.

«Что ты сейчас чувствуешь?» Это, пожалуй, один из самых распространенных вопросов, который гештальт терапевт задает во время сессии в разных вариациях. Мы расспрашиваем клиента о его ощущениях, чувствах. Хорошо, когда человек может распознавать разные свои чувства, называть их, принимать их, предъявлять другим. Это так важно, потому что чувства помогают распознать актуальную потребность, которая у человека есть. Боишься – значит, мобилизуешься, готовишься к борьбе или к бегству, злишься – возможно, твои личные границы нарушены. 

С одной стороны, мы можем рассматривать чувства, опираясь на концепцию равновесия, как что-то, помогающее нам замечать дисбаланс в нашем организме, как некие сигналы, которые наше тело дает. С другой стороны, рассматривая взаимодействие индивида с миром, с точки зрения Кривой контакта, мы можем, осознавая свои ощущения, чувства, двигаться дальше к тому, чтобы актуальная потребность была удовлетворена. 

Именно ощущения появляются в организме изначально, и внимание к ним и опора на свои чувства помогает в дальнейшем осознать свое актуальное желание. Как известно, двигаясь по кривой контакта, изначально в организме появляются ощущения, которые затем перерастают в желания и дальше в поиск путей, для их реализации. Тогда возможность быть в контакте со своими ощущениями и чувствами будет увеличивать вероятность осуществления наших желаний, или хотя бы различения наших собственных желаний от чьих-то, навязанных нам извне.  

Поддержка осознавания. Феноменология.

Если обобщить, одной из основных задач гештальт терапевта является поддержка осознавания клиента. Эта работа происходит, когда мы просим клиента говорить о своих телесных ощущениях, чувствах, позе, мимике, жестах, речи, тоне голоса, в общем, о разных своих проявлениях. Говоря с клиентом о какой-то проблемной ситуации, в которой тот оказался, о важных для него отношениях, мы предлагаем ему замедлиться, направить внимание на разные аспекты этого опыта, таким образом, мы способствуем тому, чтобы область осознавания клиента расширяется. 

Мы поддерживаем клиента в исследовании своего личного опыта. Люди, приходя к нам, как правило, бывают заточены под такие категории как правильно - неправильно, хорошо - плохо. Часто и от терапевта они ожидают того, что скажет, как правильно жить и что следует делать в той или иной ситуации. Если исходить из такой позиции, то тогда терапевту было бы важно выслушать клиента, чтобы поставить диагноз, например, или чтобы дать какие-то рекомендации, исходя из собственного понимания ситуации терапевта. Но в основе гештальт терапии лежит феноменологический подход. Именно он говорит о важности описания феноменов нашей жизни, будь то чувства, событие, отношение, важно как оно воспринято человеком. (Данный текст, кстати, также не что иное, как мое восприятие гештальт подхода, и попытка это восприятие передать). 

Так вот, тогда мы стремимся к тщательному исследованию этих внутренних феноменов наших клиентов. Для чего? Потому что чем шире поле восприятия клиента, тем больше выборов в нем окажется. И мы не направляем совместную работу с клиентом на решение его конкретной проблемы, путем предложения ему разных вариантов для этого. А, опираясь на парадоксальную теорию изменений, мы полагаем, что чем лучше будет человек знать о себе, своих способах контакта с миром, тем больше вероятности, что он сможет организовать свою жизнь.

Прерывания контакта.

Важным фокусом в работе для гештальт терапевта является исследование вместе с клиентом его способов контакта со средой, а в частности тех моментов, когда этот контакт прерывается. Выделяем несколько механизмов прерывания контакта, которые могут актуализироваться в разные моменты процесса удовлетворения потребности. 

Для того, чтобы исследовать их необходимо погрузиться в феноменологию клиента. Мы можем встретить ситуации, которые вызывают напряжение клиента, остановку, либо невозможность осуществления чего-то, что человеку нужно. Значит, в эти моменты человек сталкивается со сложностью удовлетворения какой-то своей потребности. И часто эта невозможность не столько результат каких-то внешних причин, а внутренняя остановка клиента. Задача в терапии тогда исследовать эту остановку, что происходит с клиентом в этот момент и как он эту ситуацию переживает. И тут мы работаем с феноменологией. Конкретно это выражается в том, что мы, работая в феноменологическом подходе, расспрашиваем клиента о внутреннем устройстве его личного переживания, отношения, ситуации, в которой он находится. Для того, чтобы помочь клиенту в осознавании, мы можем использовать работу с метафорами, с образами, с творческими методами. Суть этой работы в том, чтобы уловить уникальность переживания или восприятия клиента. 

Достаточно явно обнаруживаются прерывания контакта клиента, если например, предложить ему следующее упражнение: 

Необходимо подумать и затем рассказать о своих желаниях. Можно начинать с фразы: «Я хочу…» и дальше продолжать, обращаясь к терапевту.

По сути, мы предлагаем клиенту говорить о своих потребностях. Или о какой-то конкретной потребности. И тогда достаточно явно можно видеть, как организован контакт клиента со средой. Работая в гештальт подходе, мы предполагаем, что он организуется в соответствии с Кривой контакта. Сначала появляется некоторое ощущение, затем оно усиливается и проявляется потребность. Затем необходимо обратиться в среду и найти объект, который можно использовать для удовлетворения потребности. А затем необходимо совершить действие, проявить биологическую агрессию по отношению к этому объекту. Дальше важно не проскочить момент, когда потребность удовлетворена, то есть получить удовлетворение, а затем ассимилировать этот опыт.  

Мы можем перенести это на практику, когда задаем клиенту вопросы, которые помогают исследовать то, как организован его опыт. Так например, может ли клиент назвать свои желания? Как ему говорить о них другим людям, в частности терапевту? Много ли их? Кого эти желания осчастливят, в случае исполнения? Его самого или кого-то другого? Позволяет ли себе человек вообще иметь какие-то свои личные желания? Что человек делает для того, чтобы продвигаться в исполнении своего желания? Ждет ли он этого пассивно? Или активно действует? И имеют ли эти действия тот результат, который ожидается? Когда же желание исполнено, может ли человек получить удовлетворение от этого? И что вообще он чувствует? Замечает ли он это или немедленно ставит себе новую цель? 

Исследуя то, как организован опыт клиента, его контакт со средой, мы можем помочь в осознавании как ресурсных зон, так и остановок, которые клиент делает на пути исполнения своих желаний.

 

Работа на границе контакта.

Иногда прерывания контакта актуализируются в тот момент, когда мы работаем на границе контакта, то есть в Диалоге. В ходе работы клиент начинает разыгрывать с терапевтом что-то, что он делает в своей жизни с окружающими людьми. В основном, он это делает неосознанно, а значит, мы можем помочь ему расширить поле своего восприятия. И тогда терапевт, опираясь на свои впечатления от контакта с клиентом, может помочь тому осознать некоторые особенности этого контакта. Для этого терапевт обращает внимание клиента на то, что происходит между ними. На то, как клиент и терапевт воспринимают друг друга или происходящее между ними. 

Для этого гештальт терапевту необходимо развивать свою чувствительность в контакте. Важно осознавать и иметь возможность предъявлять в приемлемой для клиента форме свои чувства, ощущения от контакта с ним. Это важно для того, чтобы клиент мог лучше видеть и осознавать свои способы взаимодействия с миром. Опираясь на феноменологический подход, можно сказать, что терапевт включает себя вместе со своей феноменологией в феноменологию клиента. По-другому, в терминах Теории поля, клиент и терапевт включены в жизненные пространства друг друга. Это бывает не очевидно для людей, приходящих к психологу. Т.к. часто они воспринимают терапевта как доктора, гуру, человека, который знает, как правильно жить, но не имеет никакого отношения к его жизни. Следовательно, люди не понимают вопросов, касающихся его отношения к терапевту. И нам приходится убедительно и в доступной форме пояснить, почему это важно и зачем мы это делаем. 

Для того, чтобы исследовать клиент-терапевтическое взаимодействие, можно также использовать метафоры, образы. Например, предложить клиенту представить, какой образ взаимодействия между ним и терапевтом он мог бы предложить. Или каковы роли, кто клиент и терапевт друг для друга, по мнению клиента? Напоминает ли терапевт клиенту кого-то из его жизни? Что клиент чувствует, когда говорит о чем-то с терапевтом? Чего он ждет него?

Для терапевта возможность быть в Диалоге, подразумевает также его собственное присутствие, включенность, возможность предъявляться личностно. Иногда это рискованно, напряженно, иногда добавляет много драйва, интереса, возбуждения в сессию. Чтобы такое присутствие имело терапевтический эффект, необходимо помнить, что терапевт присутствует в сессии, прежде всего для клиента. 

 

Подвожу итог написанного. Думаю, что здесь конечно удалось затронуть не все аспекты теории, методологии и практики гештальт подхода. Скорее всего, фигуры, которые выделила здесь я, для меня более актуальны, интересны для исследования. Может быть, они соотносятся с той точкой в профессиональном развитии, в которой я сейчас нахожусь. 

Но что важно, эти рассуждения позволили мне осознать мое собственное восприятие разных сторон гештальт подхода, мое отношение. В какие-то моменты, даже приходилось удивляться тому, что получалось сформулировать. Мое же собственное восприятие как будто было для меня неожиданным, а, скорее всего, неосознанным. А для меня возможность удивляться – это возможность сохранять свежесть своего восприятия, и это мне нравится.

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
index | Просмотров: 1748 | Автор: admin | Дата: 11-10-2010, 08:50 | |
Популярное

Календарь новостей
«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Поиск

Статистика
Rambler's Top100
Наш опрос

Оцените работу движка

Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился