Гештальт-терапия в Днепропетровске
RSS
Меню сайта

Друзья сайта

Глава 6 ВНУТРЕННЕЕ МОЛЧАНИЕ

Глава 6

ВНУТРЕННЕЕ МОЛЧАНИЕ

Эксперименты показали, что детеныш шимпанзе и чело­веческий ребенок не слишком отличаются друг от друга по уровню интеллекта до тех пор, пока человеческий ребенок не начнет понимать и использовать слова. Унификация различ­ных конкретных событий с помощью абстрактных терминов и упрощение, пришедшее с употреблением слов-символов, обеспечило человеку его первое и решительное преимуще­ство над животными. Однако, как и многие другие инструмен­ты, слово обернулось против человека. Подобно тому, как по­рох китайских фейерверков превратился в ружейный, а транс­портный самолет — в бомбардировщик, так и слово превра­тилось из средства выражения и сообщения идеи в смерто­носное оружие, направленное против нашей природной сущ­ности и служащее более для сомнения, нежели для раскры­тия смысла.

Слова вряд ли когда-либо могли заменить непосред­ственное чувство, причем здесь не имеются в виду ни смутные переживания, ни мистика. Бергсон установил, что за «ин­туицией» стоит глубочайшее знание жизни, простирающееся далеко за пределы слов и образов. Слова превратились в такую же часть каждодневной обыденности, как и другие жиз­ненные удобства: пища, кров, транспорт или деньги. Но пред­ставьте только, что вы перенеслись на одинокий затерянный островок! Ваши воззрения совершенно изменятся; все при­обретет совсем иное значение. Окружающие вещи наполнятся намного более глубоким смыслом, тогда как язык, и осо­бенно отвлеченные понятия, утратят свою актуальность. Каж­дое слово, которое вы станете использовать, должно будет обладать четкой соотнесенностью с предметом описания. Биологическое существование начнет преобладать над ин­теллектуальным.

Уже сейчас в военном деле, несмотря на то, что солдат по возможности обеспечен всем необходимым для жизни, его биологическое «Я» утверждается за счет интеллекта, по край­ней мере той его части, которая не касается удовлетворения первоочередных потребностей. Всякое обращение к более глубоким слоям нашего существования приводит к переори­ентации интеллекта1 и его выразителя: языка. Существует один путь, следуя которому мы можем достичь контакта с бо­лее глубокими слоями нашего существа, омолодить наше мышление и обрести «интуитивное понимание» (гармонию мышления и жизни): внутреннее молчание2. Однако, перед тем как освоить искусство внутренней тишины, вам нужно занять­ся «слушанием» своих мыслей.

 1   Интеллект всегда связан со словами;   смышленость — нет!

2 Я познакомился с «Наукой и Здравомыслием» Коржибского уже после того, как закончил писать эту книгу. Несмотря на то, что в ней представлен намного более глубокий семантический анализ, превосходящий все, что я когда-либо пытался осуществить, и на то, что его структурный дифференциал оказывается с очевидностью весьма эффективным методом, позво­ляющим изучать невыразимый словами уровень психического, я считаю, что метод, приводимый в данной главе, проще и доступнее.

Любой, прочитавший эту книгу, вынесет из нее для себя очень много полезного. Надеюсь, в дальнейшем я смогу более широко осветить его великолепный подход к психологической проблематике. В настоящий мо­мент я должен лишь отметить: мой подход значительно отличается от его огульного осуждения ректификации (см. главу о функциях Эго), кроме того, я полагаю, что концепция «фигуры-фона» более предпочтительна, нежели абстрактная теория.

Вербальное мышление и речь проходят в своем разви­тии, как было показано ранее, предварительную стадию: вербальное мышление напоминает разговор с воображаемым собеседником. Подобным же образом существует предварительная стадия, состоящая из говорения и слушания и со­относящаяся с акустическим уровнем и эйдетическим отно­шением в визуальной сфере. Если вам удастся восстано­вить это единство говорения/слушания, вы сможете чрезвычайно расширить сферу вашего знания и осведомленность о том, как и о чем вы думаете.

В качестве первого упражнения прочитайте вслух или процитируйте все, что вам угодно, прислушиваясь к тому, как вы говорите; при этом не надо ни критиковать, ни изменять течение речи. Секрет успеха тот же, что и в любом другом упражнении на сосредоточение: не делайте никаких особых усилий, кроме тех, что требуются для удержания внимания на данном конкретном действии. Как только вы в ходе тренировки заметите, что можете себя слышать, время от времени прислушивайтесь к своему голосу, находясь в компании.

Затем предпримите искреннюю попытку осознать свое так называемое мышление; это упражнение должно прово­диться на первых порах в одиночестве. Когда вы попытае­тесь прислушаться к своим мыслям, возможно, в начале у вас ничего не выйдет. Вы придете в замешательство, по­добно знаменитой сороконожке, и внутренний разговор прекратится под пристальным взглядом. Но как только вы ос­лабите внимание, внутреннее «бормотание» (называемое «мышлением») начнется вновь; пытайтесь сделать это снова и снова, особенно тогда, когда ваше мышление действитель­но представляет собой настоящую внутреннюю речь, не вы­ражающуюся голосом — когда вы произносите что-то вро­де: «Говорил я себе...» или когда вы готовитесь к встрече и повторяете про себя то, что собираетесь сказать. Продол­жайте попытки до тех пор, пока не «почувствуете» свое мыш­ление, пока не поставите знака равенства между слушани­ем и говорением. Когда это произойдет, вы заметите еще два явления. Ваше мышление станет намного более выра­зительным, и, в то же время, та его часть, что не служит ис­тинному, непритворному выражению, начнет распадаться. На­вязчивый внутренний разговор прервется, и вам может по­казаться, что вы сходите с ума, когда до вашего слуха нач­нут доходить кусочки и частички несвязной речи, всплываю­щие на поверхность сознания. Немногие действия способны усилить чувство действительности в той же степени, что под­слушивание собственных мыслей, особенно тогда, когда вы переживаете реорганизацию мышления и повторное откры­тие языка как инструмента для передачи значения и выра­жения смысла.

Подобная реорганизация мышления абсолютно необхо­дима тем людям, у которых имеются трудности с установле­нием настоящего контакта. Это в той же мере относится к робким, неловким или заикающимся людям, как и к тем, кто, обладая противоположным характером, обязательно должен выступить, никак не может перестать говорить, разбалтыва­ется при каждой встрече и неспособен усвоить ничего из того, что было сказано другим, если не может добавить к этому чего-то полезного, интересного или забавного со своей стороны.

За улучшением данного «чувства» последует углубление вашего знания о характерных чертах собственной личности, ее «психоанализ». Вы обнаружите собственное «Я» в моно­тонности, наставнических или «широковещательных» интона­циях своей речи, в нытье или хвастовстве вашего внутренне­го голоса. Как только вы разглядите в себе какую-либо спе­цифическую черту, примите ее за выражение вашей личности в целом и попытайтесь найти то же самое отношение в других своих действиях и поведении.

Научитесь ценить каждое слово, научитесь пережевывать, пробовать на вкус ту мощь, которая скрыта в «логосе» каждо­го слова. Про Уинстона Черчилля говорили, что одно время он был неуклюжим, неуверенным в себе собеседником. Позднее он начал пробовать на вкус каждое слово, каждое произно­симое предложение. В результате его речь обрела мощь и проникновенность, в которой каждое слово обладало весо­мостью. Он умел «чувствовать» свое мышление, и это приве­ло к усилению выразительности. Было бы кощунством при­менять то же слово «речь» к словесным излияниям какой-нибудь светской болтуньи, скрывающей за потоком слов то, что ей на самом деле нечего вам сообщить.

Усвоив навык слушания внутренней речи, вы можете за­няться следующим упражнением, имеющим решающее зна­чение: отработке внутреннего молчания. Уже «внешнее» мол­чание является непереносимым для многих людей. Когда они находятся в компании, они считают, что обязаны поддержи­вать разговор и если в нем возникает небольшая пауза, они чувствуют смущение и подыскивают тему, которая бы ее за­полнила. В ситуации, требующей тишины, — при виде прекрас­ной горной гряды или бушующего моря — они тараторят без умолку. Они потеряли контакт с Природой до такой степени, что им приходится прибегать к разговору как единственному для них способу установления хоть какого-то контакта.

Намного труднее, даже для немногословных людей, спра­виться с внутренней тишиной. Не надо путать внутреннюю тишину с душевной пустотой (трансом, petit mal, приостанов­кой работы всех психических функций). В данном упражне­нии мы уделяем особое внимание освоению одной психической функции: говорению про себя, внутренней речи. Попро­буйте молчать нарочно, подавлять свое вербальное мышле­ние, оставаясь в то же время в бодрствующем состоянии. По­началу это покажется очень трудным, и вы поймете, что ваша внутренняя речь обладает навязчивым характером. Вы заме­тите, что, несмотря на чистосердечные попытки справиться с упражнением, ваше сознание освобождается от слов лишь на несколько первых мгновений. Незаметно для вас ваше вни­мание ослабнет, и вы снова начнете мыслить вербально. Если вы окажетесь настойчивы, то научитесь продлевать периоды тишины и тем самым предоставите больше простора для чувств. Ваш внутренний взор прояснится, а мельчайшие теле­сные ощущения станут более отчетливыми. Когда у вас по­лучится продлевать эту внутреннюю тишину до минуты или около того, энергии, или, скорее, те виды активности, что зат­мевались речью, восстанут из более глубоких биологических слоев — ваше биологическое «Я» начнет выбираться из-под коросты слов.

Теперь попробуйте применить эту недавно приобретен­ную способность к сосредоточению на внешнем мире. Я бы порекомендовал вам послушать музыку. Нет другого такого занятия, которое являлось бы лучшей проверкой вашего уме­ния сосредотачиваться. При полном сосредоточении на музыке у вас просто не остается места в голове для того, чтобы думать или мечтать.

Когда вы слушаете музыку, у вас есть то преимущество, что вы остаетесь в области акустического. После того, как вы в совершенстве освоили сосредоточение на слушании, вам предстоит перейти к упражнению по заполнению своего со­знания остальными чувствами. Посмотрите, к примеру, на картину, привлекающую ваше внимание, или на цветущий сад, или на закат солнца, или даже на свою собственную комнату. По­старайтесь вобрать в себя все детали без внутренней бол­товни или словесного описания. Научитесь молча, без много­словия оценивать то, что интересует или привлекает вас.

Возможно, наиболее ценным результатом практики внут­ренней тишины является достижение состояния пребывания «по ту сторону оценивания» (по ту сторону добра и зла), т.е. подлинного видения и определения истинной ценности взаи­модействий и фактов.

<<<ОГЛАВЛЕНИЕ>>>

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
index | Просмотров: 2089 | Автор: admin | Дата: 11-10-2010, 08:50 | |
Популярное

Календарь новостей
«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Поиск

Статистика
Rambler's Top100
Наш опрос

Оцените работу движка

Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился