|
Андрющенко Д.В./Логинова И.Л. Специфика терапевтической группы для дошкольников.
Специфика терапевтической группы для дошкольников. Автор: Андрющенко Д.В., Логинова И.А. (по материалам сайта: http://gestaltist.ru )
Специфика группы дошкольников.
Динамика детской группы, целительные процессы, протекающие в ней, сильно зависят от возрастных особенностей детей дошкольников. В детскую группу приходят родители с детьми, которые проявляют следующие черты:
Замкнутость. Агрессивность. Конфиктность. Тревожность. Дети отвергаемы коллективом сверстников . Беззащитность в коллективе сверстников Легкие формы аутизма диагностированные ПМПК. Дети которые постоянно нарушающие ограничения. Ложь, воровство. Регрессивное поведение.
В любом случае основными целями детской группы является поддержка социального развития детей в широком смысле этого слова, а так же проработка специфических проблем которые проявляются в условиях группы.
Группа начинает существовать в тот момент, когда дети отпускают своих родителей в соседнюю комнату. Далее детская группа проходит ряд последовательных стадий.
Эгоцентрическая стадия. Игра в стороне. Cтадия конфликта и прояснения границ. Игра рядом. Стадия взаимодополнительных ролей. Ролевая игра. Стадия сюжетно - ролевой игры.
Опишем стадии детской группы и действия психолога на каждой стадии .
Эгоцентрическая стадия. На этой стадии происходит несколько важных событий. Сначала дети привыкают к обстановке и тому, что родители уходят в соседнюю комнату. На этой стадии дети играют почти не обращая внимания друг на друга, в своих действиях никак не учитывают другого. Интерес детей друг к другу минимален.
Эта стадия называется эгоцентрической потому, что каждый маленький участник ожидает, что окружающие будут действовать исключительно в его интересах или наоборот против него, вообщем в любом случае все нацелены на него.
На этой стадии появляются различные переживания детей: страх отделения от матери (страх одиночества), тревога неопределенности, чувство замешательства, тревога сближения с другими, смущение, интерес, возбуждение, освобождение, доверие и т.д . В семьях детей приведенных в психологическую консультацию обычно существует стойкая традиция избегания различных переживаний. Например, в некоторых семьях избегается телесный контакт, в некоторых выражение недовольства или отстаивание своих интересов и т.д. Поэтому дети в наших группах точно так же как и в семье стараются избегать различные чувства. Например некоторые незнают что делать когда чувствуешь гнев или что делать когда кто-то с симпатией тянется к тебе и т.д. Для ребенка все избегаемые переживания ощущаются как общее непрятное чувство без особого осознания и анализа, поэтому условимся называть совокупность этих переживаний "тревогой” .
Мы наблюдаем как дети пытаются уменьшать свои неприятные переживания:
а) ребенок пытается целиком овладеть вниманием ведущих; б) ребенок пытается прервать работу родительской группы и вынудить родителя выйти в игровую или отвести ребенка домой; в) ребенок находит в пространстве комнаты уединенное место и занимается стереотипной игрой поглощающей все его внимание; г) ребенок отреагирует тревогу во вне с помощью беготни и хаотичной игры.
В последнем случае ребенок таким образом рассеивает свое внимание и отвлекается от внутреннего дискомфорта. Поведение с помощью которого ребенок избегает неприятные переживания часто само по себе является причиной обращения в консультацию. Итак, тревога побуждает ребенка к избеганию контактов со сверстниками и активному поиску защиты у взрослых.
Парадокс эгоцентрической стадии в детской группе заключается в том, что тревога гасит ориентировочную деятельность детей , а тем временем эффективно уменьшить свою тревогу ребенок может только развернув активную ориетировочную деятельность т.е. устроится, потрогать, прислушаться, присмотреться к тому, что происходит вокруг , где хорошо, а где не очень, что нравится, а что нет , какие дети и взрослые вокруг, что они делают и т.д. Соответственно задачами психолога на этом этапе развития группы поддерживать ощущение безопасности, поддерживать ориентировочную деятельность и поддерживать интерес детей друг к другу.
Это происходит следующим образом. Один ведущий внимательно следит за физической безопасностью детей (чтобы не избили друг друга чтобы не покалечились и т.д.). Другой ведущий тем временем, поочередно подстраивается к каждому ребенку, выбирая в первую очередь тех, чья тревога по невербальным сигналам очень высока. Психолог систематически обращает внимание ребенка сначала на ощущения разной модальности, проговаривает, что происходит, а затем на то, что делают другие дети, спрашивает о том, что нравится, а что нет и наглядно демонстрирует безопасность происходящих событий. Так же психолог поддерживает выражение желаний участников группы. Вопрос " чего ты хочешь?" на этой стадии звучит довольно часто. На эгоцентрической стадии психолог спрашивает о желаниях детей, которые ведут себя малоактивно или гиперактивно.
С аутичным и ослабленным ребенком эта работа протекает довольно долго, с другими детьми эта работа обычно не затягивается. Очень важно в этой работе не "залипать” надолго на одном ребенке. Основная задача этой стадии - постоянно обращать внимание детей на игры друг друга, поддерживать интерес детей друг к другу, поддерживать любую созидательную деятельность и одновременно фрустрировать избегающее поведение детей. Фрустрируется демонстративное и гиперактивное поведение. На эгоцентрической стадии характерно преобладание игры которую можно назвать "игра в стороне”.
Стадия конфликта и построения границ начинается в разгаре работы над проблемами первой стадии. Чем больше дети интересуются друг другом и чувствуют себя в безопасности, тем больше они начинают вмешиваться в игру друг друга, усиливается борьба за игрушки и пространство. Эта стадия идеальна для проработки личных и социальных границ. Обычно в группе есть 1-2 ребенка активно нарушающих границы других и 1-2 ребенка которые позволяют нарушать свои границы. На этой стадии проявляются проблемы детей в семьях которых нарушены межличностные границы и границы между подсистемами. В родительской группе матери этих детей говорят, что они воспринимают желания и переживания ребенка как свои собственные, а вопрос о личных желаниях не связанных с ребенком ставит их в полнейший тупик, Когда они говорят о ребенке, употребляют местоимение "мы”, там где оно противоречит смыслу высказывания, например: " мы так температурили!", когда температура была только у ребенка. Основной задачей этой стадии является построение психологических границ. Это значит, что психолог отслеживает конфликтные взаимодействия и учит спрашивать партнера можно или нельзя вмешиватся в игру, войти в дом и т.д. Так же для каждого ребенка находится "дом”, место где его никто не может тронуть. На этой стадии "игра в стороне” переходит не без помощи психолога в "игру рядом”. Здесь так же ведущему важно удерживать позицию при которой он не гасит конфликт, но и не дает детям причинить друг другу сильную боль. В отношениях со взрослыми здесь возникает тема запретов "можно-нельзя”. Ребенок воспроизводит отношение к родительским запретам и провоцирует психологов на чувства и поведение возникающие у родителей. Ведущие стараются отвечать на провокации так, чтобы у ребенка появился новый опыт отношений с авторитетами.
Стадия взаимодополнительных ролей начинается уже в ходе проработки второй стадии. Наиболее распостранены следующие ролевые пары и треугольники: преследователь-убегающий, жертва - спасатель, актер - зрители, садист-мазохист, хулиган-усмиритель и т.д. На этой стадии еще нет развернутых сюжетов, обычно дети проигрывают по много раз одно и то же взаимодействие. Взаимодополнительные роли это попытка детей разыграть в социуме ролевую структуру семьи и основной семейный миф. Задачи психолога следующие: сделать роли яркими и очевидными для детей, затем помочь детям разыграть новые малоосвоенные в семье роли, начать усложнять ролевые взаимодействия предлагая детям простейшие планы в один - два хода. Ведущие группы могут откровенно подтрунивать над ригидными ролевыми позициями и семейными мифами, предлагать новые варианты выхода из простых социальных ситуаций, разыгрывать детско - родительские сценки помогая ребенку выразить чувства, могут предлагать обмен ролями и т.д.
На последней стадии сюжетно-ролевой игры дети разыгрывают сложные сюжеты. Здесь наиболее важным является овладение опытом проживания запрещенных в семье тем и чувств. На каждой стадии детской группы есть отношения которые необходимо пережить и навыки которые важно усвоить для комфортного перехода на следующую стадию.
Эгоцентрическая стадия. Избегаемые отношения - отношения сближения. Проживаются страхи которым противопоставляется интерес, ориетровочная деятельность и реализация желаний . Стадия прояснения границ. Проживается опыт ограничений и агрессия. Здесь устанавливаются нормы группы во многом заданные ведущими: "можно ли взять?”, спасибо-пожалуйста, "нельзя бить другого ребенка, можно грушу” и т.д. Закрепляются обычные социальные навыки, а так же навыки отстаивания границ и безопасного выражения агрессии. Стадия взаимодополнительных ролей. Здесь происходит сознавание проблемного поведения ребенком например: Зачем ты специально падаешь на ринге? Стадия сюжетно ролевой игры. Здесь группа строит модель семьи и общества в которой может быть множество избегаемых тем и навязанных стереотипов поведения, с этим и работает психолог.
Похожие новости:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
index | Просмотров: 3523 | Автор: admin | Дата: 11-10-2010, 08:50 | |
|
|
Популярное |
|
 |
Календарь новостей |
« Январь 2021 » |
---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
 |
Поиск |
|
 |
Статистика |
|
 |
Наш опрос |
|
 |
|