Гештальт-терапия в Днепропетровске
RSS
Меню сайта

Друзья сайта

д/м 2

Глава 1

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ  (продолжение)

Следует подчеркнуть, что две или более ветви разделе­ния развиваются одновременно, и, в общем, расширение оди­наково для обеих сторон. В магните интенсивность притяги­вающей силы обоих полюсов возрастает и убывает одинако­во с изменением расстояния полюсов от нулевой точки. По­рядок различения очень важен, хотя им часто пренебрегают, считая его «только вопросом степени». Целебное лекарство и смертельный яд, являясь противоположными по эффекту, различаются только мерою. Количество переходит в качество. Со снижением напряжения боль превращается в удоволь­ствие и наоборот, просто благодаря изменениям в степени.

Приведу пример «мышления противоположностями», ко­торый иллюстрирует преимущество этой формы мышления. Предположим, вы испытали разочарование. Вы можете винить в этом людей или обстоятельства. Если вы поляризуете «ра­зочарование», вы обнаружите его противоположность — «ис­полнившиеся ожидания». Таким образом, вы получаете новый аспект — знание, что существует функциональная связь меж­ду вашими разочарованиями и вашими ожиданиями: боль­шие ожидания — большие разочарования; маленькие ожида­ния — маленькие разочарования; нет ожиданий — нет и разо­чарований1.

Слова «дифференциация» и «прогресс» часто использу­ются почти как синонимы. Высоко дифференцированные члены хорошо организованного общества называются спе­циалистами. Если их ликвидировать, должное функциониро­вание всей организации будет существенно затруднено. Развитие эмбриона есть дифференциация на различные типы клеток и тканей с соответственно разными функция­ми. Если сложные клетки сформировавшегося организма разрушаются, имеет место регресс к продуцированию менее дифференцированных клеток (например, шрамы). Если чело­век с недостаточно развитыми функциями Эго сталкивает­ся со слишком сложными жизненными проблемами, он из­бегает решения этих проблем, и прогресса к новым диффе­ренциациям и развитию нет, а иногда даже наблюдается рег­ресс. Однако подобная регрессия редко возвращается к уровню настоящей инфантильности.

(1 Сравнительно недавно А.С.Эддингтон предпринял попытку поляри­зовать противоположности, чтобы создать новую теорию мира. Разделе­ние здесь названо бифуркацией, а полюсами являются симметричные (пространство, время и гравитация) и несимметричные (электромагнит­ные) поля).

К.Гольдштейн продемонстрировал такую регрессию у солдат с поражениями мозга. В таких случаях не только те части личности, которые соответствуют поврежденным участ­кам мозга, перестают функционировать нормально, но и лич­ность в целом регрессирует к более примитивному состоя­нию. Хотя мы можем представить очень сложные интеллекту­альные нарушения, такие как отчуждение слов от их значений, составление предложений типа «Снег черный», такие сужде­ния невозможны для людей с определенными повреждения­ми мозга; они станут возражать, как дети: «Но ведь это не­правда, снег белый».

В этой книге я намерен извлечь максимум пользы из дифференциального мышления, описанного выше. С другой стороны, я собираюсь быть осторожным, насколько это воз­можно, в применении закона причины и следствия. Не толь­ко потому, что последние научные открытия1 посеяли сомне­ния в универсальной ценности этого закона как единствен­но возможного для объяснения событий, но также поскольку неразборчивый, почти навязчивый поиск «причин» стал ско­рее барьером, чем помощью как в науке, так и в повседнев­ной жизни. Большинство людей с удовлетворением прини­мают ответы на свои «почему?»:

Рационализацию (он убил его, потому что этого требова­ла его честь).

Оправдание (он убил его, потому что тот обидел его).

Согласие (он был казнен, потому что закон предусматри­вает смертную казнь за его преступление).

Оправдание (он убил его случайно, потому что спустился курок).

Идентичность (он опоздал в офис, потому что пропустил автобус).

Цель (он отправился в город, потому что хотел сделать покупки).

Будет значительно лучше и гораздо результативнее, если вы сможете воздержаться от причинных объяснений событий и ограничитесь их описанием — спросите «как?» вместо «по­чему?». Современная наука все больше и больше признает, что на все верно поставленные вопросы можно ответить точ­ным и детальным описанием.( Квантовая теория Планка и «принцип неопределенности» Гейзенберга и Нордингера, происходящий из беспорядочного поведения квантовых энергий.).

Причинное объяснение, кроме того, применимо только к ог­раниченному ряду событий. В действительности мы находим сверхдетерминацию (Фрейд) или совпадение — много причин, более или менее значительных, влияют на одно событие.

Человека убило черепицей, упавшей с крыши дома; что послужило причиной его смерти?

Имеется бесконечное множество причин. Время, когда он пересекал опасное место; ветер, сорвавший черепицу; небрежность строителя; высота дома; материал, из которо­го сделана черепица; толщина черепа жертвы; тот факт, что он не заметил падающей черепицы и т.д., и так до беско­нечности.

В психоанализе (это мое собственное поле наблюдения) часто склонны восклицать «Эврика!» всякий раз, когда кажет­ся, что обнаружена «причина»; впоследствии неизбежно на­ступает разочарование, когда ожидаемые изменения в состо­янии пациента не происходят.

Даламбер, Мах, Авенариус и другие выдвинули концеп­цию функции для объяснения причинности (если меняется «а», то и «б» также меняется). Мах пошел дальше и назвал причинность «неуклюжим» понятием: «Доза причины резуль-тирует в дозе следствия: это что-то вроде фармацевтичес­кого устройства мира».

Понятие функции содержит как событие, так и его дви­жение — его динамику. В этой книге там, где я использую слово «энергия», я рассматриваю его как аспект функции. Энергия имманентна событию. Используя определение Ф.Мет-нера, энергия есть «отношение между причиной и следстви­ем», но ни в коем случае не должна считаться силой, неот­делимой от события и все же некоторым магическим обра­зом вызывающей его.

Греческая философия использовала выражение evepyeia (ev ёрую) для обозначения действия, активности, почти сино­нимично слову jipa^iq. Позднее оно стало все больше и боль­ше использоваться в значении силы, при помощи которой со­здаются события. Физик Ж.П.Жюль (1818—1889) говорит об энергиях, которыми Бог наделил материю.

Эта теологическая концепция энергии как чего-то, дейст­вующего  позади  событий,   вызывающего  их некоторым  необъяснимым образом, является чисто магической. Жизнь и смерть, войны и эпидемии, молния и дождь, землетрясения и наводнения заставляли людей предполагать, что все эти фе­номены производятся «энергиями», «причинами», например, «богами». Эти бого-энергии представлялись по человечес­ким образцам. В Моисеевой религии они упростились до единого Бога, Иеговы, который теоретически должен был представлять энергию без образа.

Однако эта энергия слишком недифференцированна: маскирующая энергия, которая, объясняя все, не объясняет ничего. Поэтому появились новые боги; чтобы отличать их от сверхъестественных бого-энергий античных времен, их на­звали силами природы (например, гравитация, электриче­ство).

Интересный пример «возвращения вытесненного» можно найти в работах Фрейда. Здесь за отрицанием Бога следует всепоглощающая власть Либидо, а позже «жизнь» рассмат­ривается как конфликт между Эросом и Танатосом, между богами любви и смерти.

Если считать, что причинное мышление слишком произ­вольно, и исходить скорее из дифференциального и функци­онального мышления, можно попытаться достичь ясности в многочисленных функциях и энергиях, составляющих наше су­ществование.

Наукой установлено, что две энергии, магнетизм и элект­ричество (которые раньше считались разными силами), име­ют ряд общих функций. Впоследствии их подвели под одно название — электромагнетизм.

Несмотря на это упрощение, возникли новые сложности. Так, предполагается, что мертвая, неорганическая материя со­держит огромное количество энергии внутри атомов, что час­тицы внутри атома удерживают гигантские объединяющие силы (силы притяжения). Чтобы разъединить эти частицы и освободить силы притяжения, нужно приложить миллионы вольт. Именно в процессах притяжения и отталкивания мы обнаруживаем закон, имеющий всеобщее применение.

Каждое изменение вещества в мире происходит в про­странстве и времени. Каждое изменение означает, что части­цы мира придвигаются ближе друг к другу или отодвигаются дальше друг от друга, rlavxa ре» все течет, все изменяется. Даже плотность одного и того же вещества меняется при из­менении давления, силы притяжения и температуры.

1 (Видимое парадоксальное использование тепла для сварки и спайки — с целью соединения металлов — объясняется просто. Теп­ло плавит, разъединяет молекулы; соединение происходит после ос­тывания.).

Простой и очевидный пример — функция намагниченно­го железа. Одна сторона магнита притягивает, другая оттал­кивает намагниченный кусок железа, причем чем больше расстояние от нулевой точки, тем больше силы притяжения и отталкивания.

Функции притяжения в химии обозначаются словом «сродство». Отталкивающая (разъединяющая) сила электри­ческого тока в электролизе очевидна. Известны также дест­руктивные тенденции молнии или рентгеновских лучей, для гравитации же характерно притяжение.

Тепло по существу сеть разъединяющая сила. Атмосфер­ное давление, будучи функцией земной гравитации, удержи­вает воду в жидком состоянии. Если мы либо уменьшим дав­ление (например, в вакууме или на большой высоте), либо применим нагревание, мы преодолеем объединяющую силу давления1.

В этой книге я буду использовать символ <fl для объеди­няющей функции или энергии, и символ ф для ее противопо­ложности.

Мне бы хотелось предложить схему, дающую приблизи­тельное представление о распределении этих двух противо­положных функций в человеческих отношениях:

ПРИВЯЗАННОСТЬ          ¶¶¶¶

СЕКСУАЛЬНОСТЬ          ¶¶¶‡

САДИЗМ                           ¶¶‡‡

АГРЕССИЯ                       ¶‡‡‡

ЗАЩИТА (разрушение)    ‡‡‡‡

Привязанность — это стремление к дружескому контакту, к объединению с человеком, по отношению к которому чув­ствуешь или от которого хочешь получить нежность. Здесь су­ществует постоянное желание быть в контакте с возлюблен­ным или с чем-то, принадлежащим тому, чье непрерывное присутствие желательно.

Противоположность привязанности — защита, которая (как стремление к разрушению) направлена против любого бес­покоящего фактора, что бы это ни было.

Следует подчеркнуть, что разрушение и уничтожение — это не тождественные понятия. Уничтожить означает заста­вить вещь исчезнуть, сделать «ничто» из «нечто», тогда как раз­рушить означает заставить исчезнуть только «структуру». В разрушенной вещи сам материал остается, хотя изменяется его физическое или даже химическое состояние. Помехой, беспокоящим фактором может выступать жужжащий комар, или собственный внутренний импульс, или возня ребенка, ко­торая нам не нравится.

Любая подобная вещь может раздражать, и хочется унич­тожить раздражающий фактор, но приходится удовлетворить­ся разрушением, так как настоящее уничтожение невозмож­но. Псевдоуничтожение проигрывается — как будет показано позднее — с помощью определенных психологических маги­ческих трюков, таких как забывание, проекция, вытеснение, либо бегство от проблемы.

Между этими двумя крайностями я поместил садизм как смесь 1 и ф. Садист любит свой объект и в то же время хочет его повредить. Более мягкая форма садизма — дразнение, его завуалированная враждебность легко распознается тем, кого дразнят.

В сексуальной активности присутствие <fl очевидно. Труд­нее распознать ф, например, преодоление сопротивления. Но оно может настолько преобладать, что многие люди теряют всякий интерес к сексуальной активности, если партнер дос­тается слишком легко. Еще труднее осознать, что в сексуаль­ной активности тепло действует как ф-фактор. Также как теп­ло ослабляет контакт между молекулами, в сексуальной жиз­ни должно иметь место потепление, прежде чем <fl вступит в игру. Человек, не способный плавиться, остающийся холодным и не излучающим никакого тепла (что является естественным средством вызвать ответ партнера), вероятно, будет заменять это важное излучение алкоголем или взятками (например, лес­тью или подарками).

Осталось рассмотреть только агрессию. В агрессии попыт­ки контактировать с враждебным объектом выражаются <fl. На­пример, в литературе мы находим множество примеров того, как люди преодолевают значительные трудности, чтобы выследить и поймать «главного злодея» и отомстить ему; и наоборот, Большой Злой Волк предпринимает значительные усилия для того, чтобы схватить Маленькую Красную Шапочку.

<<<ОГЛАВЛЕНИЕ>>>

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
index | Просмотров: 2229 | Автор: admin | Дата: 11-10-2010, 08:50 | |
Популярное

Календарь новостей
«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Поиск

Статистика
Rambler's Top100
Наш опрос

Оцените работу движка

Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился