Гештальт-терапия в Днепропетровске
RSS
Меню сайта

Друзья сайта

теория поля

Теория поля

Все описанное выше опирается только на теорию поля (см. Рекомендуемая литература). Три области феноменологического исследования: внутренний мир клиента, внешний мир, или окружающая среда (включая терапевта) и постоянно меняющиеся отношения между ними – могут быть названы общим контекстом, или «полем». С этой точки зрения, индивидуум никогда не бывает независимым или изолированным (хотя иногда именно изолированность воспринимается как проблема), но всегда в контакте и очень реальной связи со всем остальным. В клиническом контексте клиент всегда рассматривается как единство психологических и физических факторов в конкретном окружении. Следовательно, значение каждой появляющейся фигуры полностью зависит от контекста. Представьте, например, насколько по-разному вы воспринимаете звонок в дверь, если вы: а) ждете друга, б) ждете клиента, в) ждете пиццу, г) никого не ждете, а на часах 3 ночи.
В то время как термин «поле» означает «все» - любой объект, ситуацию или отношения в (известном!) мире, в клинической практике он используется в более узком смысле, в зависимости оттого, что вы и ваш клиент считаете важным в каждой конкретной ситуации. На практике используются два значения. Первое – «эмпирическое поле», поле, осознаваемое клиентом. Это метафора того, как клиент организует свой опыт. Это его реальность, или его феноменологическое поле, оно уникально для него. Другое поле – «актуальное», или «большое», это более широкий контекст существования клиента, включающий широкий мир объектов. Он включает и то, что в данный момент клиентом не осознается, например, скрытые возможности, в том числе и возможности самовыражения. Плавно переходить с одной точки зрения к другой может оказаться очень сложным, но развивать эту способность исключительно важно. Это означает переключать внимание между фигурой, важной для клиента на данный момент, и фоном; между эмпирическим полем клиентом и «большим  полем» - оставаясь постоянно открытым для взаимодействия и воздействия.

Эксперимент: Возьмите большой лист бумаги и напишите в центре свое имя (или имя клиента, которого вы пытаетесь понять). Вокруг нарисуйте 3-4 концентрических круга. В первом кругу изобразите (цветом, формой или какими-то значками) семью (свою или клиента), как теперешнюю, так и в исторической перспективе. В следующем кругу – друзей, коллег и других значимых людей, виды деятельности и интересы. В следующем – культуру, национальность или религию. В следующем – страну, окружающую среду или еще какой-то глобальный контекст. Затем изобразите другие источники влияния, которые вам представляются важными. Теперь подумайте, какой смысл для вас имеет изображенное поле. Если вы рисовали карту клиента, подумайте, основывались вы на том, что он вам говорил или на том, что вы думаете. Это как бы мгновенная фотография условий, которые в данный момент вы определили как значимые. Эта картина будет меняться с течением времени, и конечно, не описывает скрытых или неосознанных влияний.

С точки зрения теории поля, клиент постоянно активно организует поле, ориентируясь как на свои актуальные потребности, так и на предыдущие, «исторические» поля, застывшие гештальты, неоконченные дела из прошлого. Консультанту нужно понять, как клиент делает это, какие смыслы он создает, какие застывшие или, наоборот, гибкие паттерны он использует в общении, и что находится за пределами его осознавания в «широком» поле влияний и возможностей. На первых стадиях терапии работа часто состоит в том, чтобы привлечь внимание клиента к тому, что он всегда организует или интерпретирует свое поле и, следовательно, эффективно участвует в создании собственного опыта. Это с необходимостью означает, что он может делать это по-разному (при правильной поддержке).

Заключение

Феноменологический подход и исследование субъективного мира клиента будет основной частью каждой сессии. Они могут использоваться при исследовании любого случая. Это основная техника для усиления осознавания, углубления опыта, понимания того, как клиент конструирует мир, исследования смыслов, выборов и последствий. Применение феноменологического подхода – это способ как понять клиента, так и пригласить его в здесь-и-сейчас.

<<<ОГЛАВЛЕНИЕ>>>                                                                                                                ДАЛЕЕ>>>

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
index | Просмотров: 2973 | Автор: admin | Дата: 11-10-2010, 08:50 | |
Популярное

Календарь новостей
«    Апрель 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Поиск

Статистика
Rambler's Top100
Наш опрос

Оцените работу движка

Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился