Гештальт-терапия в Днепропетровске
RSS
Меню сайта

Друзья сайта

Ассимиляция проекций (продолж.)

Глава 10

Ассимиляция проекций (продолжение).

Есть одна область, в которой не так трудно обнаружить проекции: мир снов. Существует по крайней мере два вида снов: приятные и неприятные. Приятные сны являются пря­мым или косвенным завершением незавершенных ситуаций: они соответствуют исполнению желаний по терминологии Фрейда. Неприятные сны безусловно содержат проекции, их самый известный тип — это кошмары. Человек или животное, определяющие кошмар, всегда символизируют нежелатель­ные части себя. Если вам снится, что вас укусила ядовитая змея — это можно проинтерпретировать как агрессивный фаллический символ, но полезнее будет поискать ядовитую змею, спрятанную в вашем собственном характере. Если ден­тальная агрессия не выражается, а проецируется, то в ваших снах вас будут преследовать львы, собаки и другие звери, символизирующие кусание. Проецированное желание быть грабителем, убийцей, полицейским и другие ребяческие иде­алы проявляются в снах как страх нападения или ареста.

Легче уловить проективную природу снов, чем большин­ство других проекций; в то время как обычные спроецирован­ные части внешнего мира искажают то, что на самом деле является интроорганизмическим, в снах мы находим точку от­счета — мы знаем, что сон происходит внутри нашего орга­низма, но в то же время он осуществляется во внешнем мире.

После первого шага — признания существования проек­ций, и второго — признания, что они принадлежат вашей соб­ственной личности, вы должны их ассимилировать. Эта асси­миляция и является лечением для всех паранойяльных тен­денций. Если вы просто интроецируете проекцию — вы про­сто увеличиваете опасность стать параноиком. Таким обра­зом, вы должны добраться до ядра, до сути каждой проекции. Если вы чувствуете, что вас преследует полицейский, и вы просто интроецировали его, затем вы представляете, что вы полицейский и вы хотите стать одним из них. Ассимиляция, с другой стороны, покажет, что вы хотите следить за определен­ным человеком или наказать его. Если вы утверждаете, что вы волк, то вас будут расценивать как безумного, но совер­шенно другое дело, если вы выразите суть этой идентифика­ции и скажете, что вы голодны как волк. Человек проециро­вал желание забодать свою жену и видел во сне, что за ним гонится бык. Первый шаг может быть интересным интеллек­туальным времяпрепровождением — буквально принять, что в некоторых ситуациях вы хотели бы быть грабителем или по­лицейским — но действительная реидентификация с пресле­дователем может оказаться трудной. Как только вы попробу­ете подумать о последствиях, вы сразу же встретитесь с со­противлением, которое порождает проекции. Нелегко допус­тить, когда вы видите страшный сон, что вам доставляет дья­вольское удовольствие пугать других людей или что вы ядо­витая змея или людоед.


Рисунки сновидений весьма поучительны. У сновидца был тяжелый психоневроз. У него были религиозные идеалы бес­корыстия, альтруизма. Он не мог напасть со спины. В резуль­тате он имел тревожный невроз, представленный на первом рисунке. Агрессор, поезд, даже не виден. На втором рисунке мы находим решение: он сознательно идентифицирует себя с жертвой. Он страдает под пыткой, которой его подвергает другой человек, символизирующий его собственную агрес­сивность. На самом деле у него были очень сильные, хотя и подавленные садистические черты.

Трудность разрушения религиозных проекций лежит в за­мешательстве при присвоении некоторых идей всемогуще­ства, таких, например, как те, которые выразил Гейне: И если бы я был всесильный Бог и в небесах сидел.

Мы нечасто представляем себя Богом, но мало кто ни разу не говорил «Если бы я был царем, то я бы тогда.--»

У людей, и особенно у каждого невротика, есть одно труд­ное свойство характера, при котором разрушение проекций оказывается особенно полезным. Это потребность в привя­занности, восхищении и любви, которые считаются присущи­ми нарциссическому характеру — тип, подробно описанный К.Хорни. Человек с таким характером не проявляет привя­занностей и пр., но проецирует и желает этого снова и снова.

Между проецированной агрессией и проецированной лю­бовью есть решающая разница. Если вы боитесь выразить «Я тебя ненавижу», вскоре вы вообразите себе, что это весь мир вас ненавидит, и так же, если вы слишком смущаетесь, чтобы сказать «Я тебя люблю», вы вдруг заметите, что ожидаете люб­ви от всего мира. Разница, конечно, в том, что нам больше нравится, чтобы нас преследовала любовь, а не ненависть. Изменить нарциссическое отношение на одно из объектных отношений не настолько сложно, как в случае с проециро­ванной агрессией. По крайней мере, мы обречены продираться сквозь идеологические сопротивления, поскольку любовь для религии излюбленная тема.

Чтобы применить на практике вышесказанное, лучше все­го обратиться к нашим дневным мечтам. Представьте себе, что вы видите, как все восхищаются вашими спортивными навыками, или вас награждают за героический поступок, или вас балует и нянчит ваша избранница. Сделайте честную попытку перевернуть ситуацию и представить, например, что вы можете себе позволить восхищаться спортсменом, испыты­вать восторг перед героем, баловать или нянчить кого-то еще. Разрушив эти проекции, вы не только получите более актив­ную и взрослую позицию, но также достигнете положения, в котором сможете завершить ситуации и восстановить организмический баланс, который был и остается нарушенным из-за привязанности, стремящейся выразиться, но не находящей выхода. Проецированная привязанность, как уже было пока­зано, порождает ненасытную жадность к привязанностям.

Самая большая трудность, которая может встретиться при работе с проекциями, — это их близость к объектам внешнего мира. Чем сильнее человек склонен рассуждать, тем больше он боится «воображать» что-то. Таким образом он рационали­зирует проекции, оправдывает их при помощи доказательств и соответствий внешнему миру. Так как в этом случае дея­тельность проецирования и построение «фигуры-фона» (ин­тересы) совпадают, он будет развивать опасную способность обнаруживать объекты, которые соотносятся с проекциями.

Иногда достаточно простой избирательности определен­ных объектов и скотомизации остальных (моновалентное от­ношение) для возникновения паранойяльных нарушений. В этом случае мы можем говорить об «избирательной пара­нойе», которая оказывается наихудшим решением амбива­лентного конфликта. Если искать улики, то всегда можно их найти. Вы можете что-то неправильно проинтерпретировать, вы можете высоко оценить какую-то черту характера друго­го человека и принизить другую черту в угоду вашим целям. Вы можете сделать из мухи слона и разглядеть сучок в глазу своего соседа, не заметив бревна в собственном.

Человеку подозрительному приходится не доверять са­мому себе, превращающий себя в жертву делает жертвой и окружающих. Если вы чувствуете, что с вами обходятся не­справедливо, вы можете быть уверены, что вы — последний, кто честно обходится с другими. Возьмем пример ревниво­го   мужа.   Когда  он   проецирует  свое  собственное желание быть неверным, он будет интерпретировать невинную дру­жескую улыбку своей жены другому мужчине как любовный призыв. Он страдает и требует, чтобы она не делала ника­ких авансов, он прилагает страшные усилия, чтобы исследо­вать малейшие признаки, подтверждающие его воображае­мые подозрения, но все это время ему никак не удается заг­лянуть в себя. В общем, можно сказать, что когда вы чув­ствуете ревность, подозрение, несправедливое обращение, чувствуете себя жертвой или раздражены, вы можете поста­вить 100 против 1, что вы проецируете, а может быть даже — что у вас паранойяльный характер.

Всем этим неприятностям паранойяльного поведения противостоит одно великое преимущество. Если вы однажды распознали механизм проекций, вы легко сможете получить колоссальные знания о себе. При подавлении важные части личности пропадают из виду и могут быть возвращены толь­ко благодаря преодолению большого барьера сопротивле­ний, и даже тогда, как часто происходило при незавершенном анализе, освобожденные части могут не включаться в созна­тельное пространство личности, но проецироваться.

Как только вы сможете прочитать книгу проекций, как только вы поймете значение Tat twam asi (Ты есть Я), у вас откроется возможность чрезвычайно расширить пространство вашей личности. Ценность заключается, однако, в том, чтобы распознать и ассимилировать как можно большее число про­екций, но пока остается тенденция проецировать, это будет бесконечный сизифов труд; для удаления этой тенденции нужны еще два шага.

Первый заключается в том, чтобы удалить анальную и оральную фригидность и тем самым установить собственную границу между личностью и внешним миром. Такая задача требует более широкого лечения, мы разбирали это в пре­дыдущих главах и еще будем подробно рассматривать в следующей  главе.

Далее необходимо научиться полностью выражать себя. Я уже говорил, что существует безымянное преддифференцированное состояние (предразличие) проекций и выраже­ний, и судьба человека во многом зависит от того, идет ли его развитие в направлении проецирования или выражения себя. Люди, которые могут себя выразить, не являются пара­ноиками, а параноики не могут себя выразить адекватно.

Очевидным исключением из этого правила можно считать приступы дурного настроения, приливы агрессии паранойяльного характера. Эти приливы не выражают внутреннего со­стояния: это неуправляемая враждебность, которая может быть опасной1. 1 Убийство шести миллионов евреев не помогает гитлеровцам от­делаться от своих характеристик, которые они проецируют на еврейскую нацию.

Идя в неправильном направлении, они не раз­решают конкретный конфликт. Они на поверхности служат агрессивной защитой против собственных паранойяльных про­екций и на биологическом уровне — попытками к восстанов­лению целостности. Когда параноик чувствует вину и ему трудно это перенести и проявить то, что он не прав, он немед­ленно пытается проецировать вину, обвинять и осуждать свое окружение (Анна Фрейд приводит пример мальчика, который опоздал домой).

Использование безличного языка, а также применение вводных слов, которые затуманивают ясное выражение чувств, выступает четким признаком запрещенных проявле­ний чувств. Это такие слова, как «Я думаю», «Понимаете», «Интересно», «Мне кажется» и т.д. Попробуйте говорить без этих украшений и вы немедленно столкнетесь с сопротивлениями, затруднениями, попытками заменить слова или и вовсе замолчите.

Если вы хотите научиться самовыражению, начните вы­ражать себя в воображении, как только почувствуете свое сопротивление. В главе, посвященной визуализации, я под­черкивал значение подробного описания, но в то же время я подчеркивал, что это описание — только промежуточная стадия, леса, которые будут убраны, когда стройка закончится. На этот раз представьте себе человека, на которого вы зли­тесь. Скажите ему то, что вы о нем думаете. Отпустите себя, будьте насколько можете эмоциональны, сломайте его чер­тову шею, ругайте его так, как вы никогда еще не ругались. Не бойтесь, что это станет вашим характером. Наоборот, во­ображаемая работа ослабит значительную долю враждебно­сти, особенно в случае скрытой враждебности, например, при насильственном замужестве или разводе. Иногда это рабо­тает как чудо! Вместо того, чтобы заставлять себя быть при­ятным и прятать свое раздражение за маской вежливости, вы все проясняете. Часто, однако, воображаемые действия не приносят удовлетворения, особенно, если в ваших фантази­ях вы отвергаете страх, который вы будете чувствовать при встрече с вашим  врагом.

После того как вы успокоитесь, сделайте следующий, еще более важный шаг: признайте, что все это время вы боролись только с самим собой — вспомните сучок и бревно. Не стоит стыдиться такой «глупости». Если в результате вы ассимили­ровали свои проекции — это того стоило.

Еще несколько примеров могут проиллюстрировать про­ективное поведение:

Есть два блестящих фильма, в которых представлены две разные темы проекций. В одном идет речь о проецированной агрессии в случае развернутого случая паранойи («Гнев небесный»). В другом («Шоколадный солдат») меха­низм проекции не так очевиден, в этом фильме предметом проекции становится любовь. Герой не может выразить лю­бовь, которую он чувствует к своей жене, и ощущает себя раздраженным и злым. Он проецирует свои любовные дей­ствия на соперника, русского певца, которого он создает, и играет, как будто у него есть все те свойства, которые герой не в состоянии выразить. Только научившись выражать себя через свое творение, потребность в проецировании умирает, и он сам становится способным любить. Нет больше ревно­сти, подозрительности, раздражительности.

Одна дама оставила в завещании следующее пожела­ние: надо ухаживать за ее золотой рыбкой, но рыбка должна быть одета. Здесь мы видим двойную проекцию. Нормаль­ный человек не увидит ничего неприличного в золотой рыб­ке. Она проецировала на рыбку свое желание купаться об­наженной, но также и свои защиты, свой стыд. Так что это несчастное создание должно было страдать в одежде даже после смерти.

Несколько сложнее, но забавнее, другая история по Арту­ру Шмидту, — о китайце, который пошел в гости к знакомому. Его попросили подождать в комнате, где под потолком была балка. На балке стоял кувшин с маслом. Крыса, испуганная посетителем, пробежала по балке и перевернула кувшин. Кув­шин довольно больно ударил гостя, и масло запачкало его нарядные одежды. Жертва была красная от злости, когда во­шел хозяин. После обмена положенными любезностями по­сетитель сказал: «Когда я вошел в ваши уважаемые апарта­менты и сел под вашей уважаемой балкой, я испугал уважае­мую крысу, которая помчалась и уронила ваш уважаемый кув­шин с маслом на мою презренную одежду. Поэтому я так неприглядно выгляжу в вашем уважаемом присутствии».

<<<ОГЛАВЛЕНИЕ>>>

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
index | Просмотров: 2092 | Автор: admin | Дата: 11-10-2010, 08:50 | |
Популярное

Календарь новостей
«    Ноябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Поиск

Статистика
Rambler's Top100
Наш опрос

Оцените работу движка

Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился